Музейный комплекс в Ярославле

  • Адрес: Территория стадиона «Спартаковец», г. Ярославль, Российская Федерация
  • Общая площадь: 2,6 га
  • Год: 2013г
  • Роль
    Международный коннкурсный проект
  • ГАП
    Телемак АНАНЯН
  • АрхитекторыГоар ИСАХАНЯН, Айк МАРТИРОСЯН, Ани САФАРЯН, Ануш КАРАПЕТЯН

ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Комплекс служит площадкой для просветительского, образовательного и в то же время приятного и веселого времяпровождения, как для горожан, так и гостей Ярославля.

Комплекс состоит из следующих павильонов:

• Краеведческий музей
• Музей истории Ярославля
• Музей современного искусства
• Павильон временных выставок
• Библиотека
• Сувенирный и книжный магазины
• Панорамный кинозал со сферическим куполом
• Многозальный кинотеатр
• Павильон аттракционов
• Большой актовый зал
• Открытый летний амфитеатр

Предложенное решение предусматривает также трансформацию всего комплекса в многофункциональное пространство под одним куполом для организации выставок, концертов, фестивалей, экспозиций, конференций, бизнес и политических форумов регионального, федерального, а также международного масштаба.

В исходном режиме комплекс разделен на две основные зоны:

а. зона музеев и экспозиций, куда также входят научно-исследовательская часть, библиотека с читальным залом и архивами, сувенирный и книжный магазины, кафе и большой сферический панорамный (360 градусов) 3Д кинотеатр, который создает эффект присутствия у зрителя, так как сцена, будь то живописная панорама города или искусное восстановление батальных сцен средневековья, разворачивается непосредственно вокруг посетителя. (см. рисунок 1.)

б. зона развлечений, где размещены многозальный кинотеатр, концертный зал, открытый летний амфитеатр и игральный зал с аттракционами, интерактивными дидактическими играми и симуляторами, как для самых маленьких, так и для взрослых.

Выбор предложенной объемно-пространственной композиции обусловлен условиями конкурса, характером ландшафта и историко-культурной градостроительной средой.

Здание утоплено в существующее углубление стадиона. Комплекс незначительно выступает над уровнем существующей отметки земли характерными валами и бугорками купольных залов. Фасад как таковой отсутствует. Зеленая эксплуатируемая кровля ансамбля, в основе которой лежит параметрическая модель гравитационных линз с живописной фрактальной сеткой по образу подсолнуха, гармонично вписывается в существующую панораму и по сути является пятым и единственным фасадом здания. (см. рис. 2.)

Девять воронок разного диаметра и высоты собирают в единое крытое пространство весь интерьер комплекса. Гиперболоид воронок, смоделированный в строгом соответствии с принципами золотого сечения (см. рис. 3), хранит в себе исходный вселенский код и гармонию мироздания, тем самым создает идеальную пропорцию и самый приятный для зрительного восприятия человека силуэт незабываемой и мощной формы воронки, галактики, водоворота, гравитационного поля…

Воронки являются своеобразными гравитационными центрами, вокруг которых собраны выставочные, концертные, многофункциональные залы и прочие помещения. Кроме того воронки обеспечивают необходимую инсоляцию помещений. В сегментах воронок, ориентированных на север, предусмотрены выставочные залы и экспозиции, для которых необходимо рассеянное освещение.

Благодаря технологии параметрического проектирования, удалось собрать под одним живописным сложным перекрытием разные по содержанию и форме помещения, таким образом, решив крупными мазками множество эстетических, функциональных, навигационных, объемно-пространственных и композиционных задач, что позволило сохранить целостность всего комплекса и обеспечить трансформацию всех помещений, по мере необходимости, один за другим соединяя павильоны в единое пространство.

Зеленые холмики, бугорки и валы создают характерный национальный ландшафт и городскую среду средневекового русского города, знакомую с панорам средневековых русских городов, кремлевских стен и золотых куполов, а стеклянные воронки придают современный экстравагантный штрих, контраст и самобытность.

Одновременно, кровля здания служит спортивной площадкой и местом для прогулок и встреч горожан. Тут любители экстремальных видов спорта и развлечений могут оттачивать свою технику скейтбординга или катания на роликовых коньках и велосипедах, плавно и ловко огибая бугорки и воронки.
Выявленные во время проведения археологических работ исторические материалы могут быть надлежащим образом консервированы и интегрированы в структуру музея, служить прекрасным, «живым» экспонатом для музея. Как планировочные, так и объемно-пространственные решения предложенной концепции позволяют взять под защитный купол ценный исторический материал и тем самым не только обогатить коллекцию музея эксклюзивным материалом, но и предохранить их от внешних вредных природных (дождь, снег, лед, солнце) и техногенных воздействий, связанных с жизнью и деятельностью человека (загрязненная атмосфера, СО газ автомобилей, вандализм и проч.).

Для реализации проекта предложено использовать две принципиально различные конструктивные схемы:
Конструктивная система активных по вектору фахверковых систем для сферических поверхностей двоякой кривизны лежит в основе живописной фрактальной сетки сложной, параметрической модели эксплуатируемой кровли.

Активные по сечению несущие системы из перекрестных балок позволяют уменьшить в разы количество колонн и обеспечить максимальные пролеты для павильонов и помещений вне воронок.

Pic. 1. – 3D panoramic cinema interior
Pic. 2. – The concept of formation on the basis of a fractal parametric half-timbered structure.
Pic. 3. – Examples of a modular grid using a golden section (Le Corbusier, MODULER, Moscow, 1976).