Многофункциональный центр

Пояснительная записка.  

1. Общие сведения.

Проект многофункционального центра общей площадью в 4975 кв.м. выполнен ООО  «Итака 999» согласно: 

• договору 1/19 от «18» июля 2019г на выполнение проектных работ, раздело проектной документации «архитектурно-строительные решения».

• техническому заданию (приложение №2 к договору 1/19 от «18» июля 2019 г ), , утверждённого заказчиком 

• лицензии на проведение профессиональной архитектурной деятельности (лицензия ՃԲԴ-Ա-0691 высшая группа, подгруппа «А», архитектор Ананян Телемак Альбертович); 

  • действующим в РА строительным нормам и правилам; 

• архитектурно-планировочному заданию (выдано «17» июля 2019 г. за номером N 01/18—07/1004-Ա2);

Проектом предусматривается

Строительство многофункционального торгово-развлекательного, делового, рекреационного и гастрономического   центра общей площадью 4975 кв.м. на месте существующего универмага «Арабкир» по адресу: город Ереван, община Арабкир, проспект Комитаса 49/9.

2. Природно-климатические условия   

Архитектурно-строительные решения предусмотрены для следующих условий  

Рассматриваемая территория находится в сухой пустынной полосе; 

Сухое жаркое лето длится более 4 месяцев; 

Среднемесячная температура в августе составляет 22-26 градуса, а максимальная —  41.4 градуса; 

Летом формируются горные ветра, иногда во второй половине дня достигающие    15-20 м/сек: 

Зима в меру холодная, статичный снежный покров формируется не каждый год. В январе среднемесячная температура составляет от -4 до -6 градусов, а минимальная достигает -31: Соответственно, абсолютная максимальная и минимальная температура соответственно составляет 41.0 C o (август) и — 31 C o (январь): 

Ветра преимущественно слабые. 

Территория находится в северной части столицы Ереван на высоте 1181-1187 м. над уровнем моря.

Среднегодовая температура воздуха составляет 11.5 Co: 

Сухость климата определяется летом проникновением сухих чрезмерно нагретых воздушных масс, а зимой – северных холодных воздушных масс, которые в условиях последующих анти циклонных погодных условий охлаждаются ещё больше. 

Весной количество осадков составляют 141 мм, летом — 53 мм, осенью — 72 мм, зимой —  87 мм: 

Количество осадков в течение года составляет 353 мм. 

Относительная влажность воздуха колеблется летом в пределах 49% — 53%, зимой 73% -77%, весной 53% -61% и осенью 51% — 70%.

Средняя годовая относительная влажность составляет 61%: 

Преимущественное направление ветров — северо-восточное. В зимние месяцы зачастую бывает полный штиль или слабые ветра, что способствует застою холодного воздуха во впадине.   

Согласно наблюдениям, тихая, спокойная погода в течение года составляет   37%: 

Попадание прямых соленных лучей в течение года составляет 161.4 кВт/см2, максимум зафиксирован июне — 21.4 кВт/см2, а минимум в декабре —   4.6 кВт/см2: 

Рассеянное облучение составляет 25.1% на величину альбедо существенно влияют городские условия (загрязнение воздуха, цвет зданий, кровель) тем самым увеличивая или уменьшая влияние.   

Абсолютная величина суммы годового радиационного баланса составляет   69 кВт/см2, максимум наблюдался в июле   10-12 кВт/см2, а минимум в декабре —   0.5 кВт/см2։ 

Длительность солнечного сияния в среднем составляет 2600 часов, максимальная достигает 2800 часов.  

Летом земляной покров нагревается до 50 Co,, а в отдельных случаях достигает 60 Co: Зимой, в среднем, почва  замерзает до глубины в 2-25 см. В отдельные годы может замерзнуть до 45 см. Летом земля сильно высушивается и покрывается трещинами.  В подобных условиях выращивать растения без искусственного орошения практически невозможно.  

Грунт скалистый и полускалистый. 

3. Исторический градостроительный очерк.     

Проектируемое строение находится в общине Арабкир города Ереван. Изначально Арабкир был отдельным населенным пунктом, для которого 1929г. Александр Таманян разработал генеральный план. В этом плане Арабкир представляется как отдельная, состоящая из отдельных особняков, градостроительная единица и располагается в центральной части современного района, со своим центром, окружённая деревьями кольцевого парка.

Этот населенный пункт тремя улицами связывался с Ереваном. В последующем      градостроительные документы разрабатывались в пределах генплана Еревана и были связаны с другими районами городского плана. 

В 1938г. Особенными идеями генплана были: 

• Соединение улицы Баграмяна с Черёмушками через мост

• Создание обширного зеленого пояса по всей длине железнодорожного полотна  

• Выделение северной оси, через которую зеленый пояс соединяется с системой ущелья 

В 1972г.   в генплане:  

• Идея Северной оси становится более явной. Сюда добавляется общественный центр (смотри: Площади на северной оси объёмно-пространственные доминанты, памятники и время реализации стр.   33) 

• Северная ось на этом участке подчёркивается аллеей, которая начинается от четырёх научно-исследовательских   высоток и достигает до улицы Наири Заряна  С точки  зрения градостроительной практичности пояс — это зеленая ось, которая связывает проспект Комитаса ։с улицей Наири Заряна и зеленой рекреационной средой для  общины.

Согласно действующему проекту зонирования общины Арабкир՝ первоочередными неотложными задачами общины являются создание общественных и зеленых объектов: 

4. Архитектурные решения 

В данном проекте представлен отрезок Северной оси, который является одним из важнейших исходных точек города. Речь идет о завязке верхней части меду проспектом Комитаса и бульваром, а также о территории перед четырьмя научно-исследовательскими высотными зданиями. 

Идея Северной оси – переломная с точки зрения градостроительного развития города Ереван и событий, происходящих в современной архитектуре столицы Армении.   

В ее основе лежат две основные темы:  

Создание сильной доминирующей оси с яркой архитектурой, раскрывавшейся на юг и служащей одним из основных ориентиров для Еревана, которая свою очередь будет брать на себя возложенную на нее роль «позвоночника» в градостроительный сетке города, к которому до 19 века развитые трассы уличных сетей словно ребра прикреплялись или брали начало отсюда.  

Подчеркнуть пересечение оси в градостроительной сети уникальными архитектурными доминантами и создать узловую шарнирную, связывающую градостроительную среду (Здания Национального Театра Оперы и Балета,  сквер Таманяна, Комплекс Каскад, Северный проспект и Площадь Республики, ключи Еревана, кафедральный собор Еревана Св, Григор Лусаворич, кинотеатр Россия, железнодорожный вокзал Еревана с памятником Давиду Сасунци и т.д )։ 

Тем самым, перед авторами данного проекта стояла задача – создать архитектуру, которая гармонично войдет в унисон с градостроительной идеей Северной Оси, а также удовлетворит, как функциональные, так и эстетические потребности горожан.  

Образ сооружения должен выполнять две миссии:

1. удовлетворять всем требованиям, предъявляемым современным многофункциональным центрам, их деловым и общественным функциям    

2. силой своего эстетического и функционального образа будет:

  • способствовать реанимации идеи соседнего арабкирского бульвара и
  • стремиться подчеркнуть этот узел Северного луча.

Объемно-пространственные, конструктивные и прочие технологические решения выполнены с в духе параметрической архитектуры и автоматизированных строительных технологий, характерных архитектуре 21 века. 

Применение подобных технологий позволяет свободно работать с поверхностями двоякой кривизны, применять формы, имеющие сложную геометрию и элементы, работать с цифровыми параметрами и «взмахом кисти, одним мазком», покрыть всю площадь общей оболочкой с большим пролётом и под единым куполом с легкостью решать любые планировочные и технологические задачи.

Этот подход позволяет получить инновационный, яркий, сильный и впечатляющий образ, который гармонично вписывается в существующую среду.  

Более того, подчеркивая общественное значение, предлагаемая концепция способствует узнаваемости местности, расширению градостроительной среды, имеющей собственную индивидуальность.

Именно поэтому центральной частью проекта является проектирование площади и сада. Последний благодаря фестивалям, концертам создаст перспективы для развития туризма, сельского хозяйства, организации здорового питания горожан и расширения масштабов производства.  В долгосрочной перспективе парк и купол своим ярким видом могут взять на себя роль своего рода катализатора в организации широкого сектора общественных услуг. 

Находящийся территории универмаг «Арабкир», мелкие торговые точки, а также неиспользуемые незавершённые сооружения, которые были спроектированы и построены в 2002 году были демонтированы ещё весной 2020-ого года, согласно новому, утвержденному генеральному плану.

Под одной крышей будут сконцентрированы все типы помещений, зон обслуживания многофункционального центра, обеспечивая удобную среду для организации времяпрепровождения, пунктов питания, выставок, торговых точек, а также для организации зон досуга и развития для детей и подростков. 

Анализируя градостроительную среду –   преимущественно четырёхугольных, призмаобразных, вертикальных и горизонтальных строений, авторы сочли целесообразным максимально противостоять, смягчить, более мягкой, скользящей поверхностью, применить сферическую пространственно-объёмную композицию двоякой кривизны. Принципы современного параметрического моделирования, используемые для создания вышеописанной композиции позволили создать современную и выразительную, выполненную «одним мазком» крупную, хорошо организованную и внешнюю, и внутреннюю среду в стилизованном виде традиционного армянского дракона. Строение возвышается над холмом, в конце Северного луча становясь своеобразным символом общины Арабкир и Еревана в целом.

В концепции Северной оси он представляется как проявление коллективной бессознательной памяти армянского народа, как символ мудрости и силы, легендарной жизненной энергии. Слово «вишап» переводится как «дракон». Но европейский дракон – это крылатый змей, который извергает пламя. Вишап же на армянском означает «большая мифическая рыба или змей». 
Известно, что дракон был тотемом армянского народа с древнейших времен. Вишапы распространены в армянской мифологии   Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды изображались в виде рыбы   Известно также из истории, что в царствование Тиграна Ервандуни змея и дракон /вишап/ были изображены на армянском знамени.   В шумерском же пантеоне Айя /Հայա/ — бог мудрости также изображался в образе змеи. Мосес Хоренаци   предков армян называет    Վիշապազունք /народ вишапа/,

Планировка сооружения — открытая. Наличие второго света позволяет обеспечить дневным светом полуподвальной и подвальные этажи. Комплекс имеет один главный вход на уровне отметки 4,650 со стороны проспекта Комитаса, два дополнительных входа из верхней части парка – с отметки 0,000, один пешеходный рабочий вход и паркинг для автомобилей, а также по одному входу с севера, со стороны научно-исследовательских высотных зданий и по два  эвакуационных выхода с правой и левой стороны каждой каждого корпуса. 

5. Конструктивные решения   

Существующее сооружение состоит из монолитного ж/б рамного каркаса, максимальный пролет составляет 9800 мм, минимальный — 5800 мм.

Предлагаемые конструктивные решения классифицируется как гибридные, комбинированная — то есть рамный ж/б каркас, активной по поверхности, которая как формой, так и вектором является активной большепролетной несущей системой.

Параметрическое большепролетное покрытие предполагается осуществить как активную по вектору и по поверхности сеточную систему в основе, которой металлическая пространственная сетчатая оболочка։ Систему планируется реализовать из легких алюминевых композитных профилей. 

Купол предполагается осуществить известной в современной параметрической архитектуре строительными технологиями. Для реализации будут приглашены зарубежные коллеги.

директор

кандидат архитектуры Телемак Альбертович Ананян

Главный архитектор проекта

Кандидат архитектуры, профессор МААМ, Телемак Альбертович Ананян

Авторы проекта:

Кандидат архитектуры, профессор МААМ, Телемак Альбертович Ананян Магистр архитектуры, Айк Бабкенович Мартиросян

Архитекторы:

Магистр архитектуры, Айк Бабкенович Мартиросян Бакалавр архитектуры, Изабелла Игоревна Арутюнян

Ассистенты архитектора и стажеры:

Армен Юсисян, Моника Бабаджанян, Инесса Карамян, Мане Хачиян, Милена Бабаян

3Д параметрическое моделирование и растровая графика:

Айк Бабкенович Мартиросян, Мартина Джовани Ротило, Даниеле Бураскано, Изабелла Арутюнян, Нвер Мурадян, Моника Бабаджанян

Главный конструктор проекта:

Карен Мкрдчян

Конструкторы:

к.т.н. Грачья Арутюнян, Васпурак Карапетян

Главный инженер проекта:

Гагик Симонян

Инженеры:

Саркис Бавеян, Влад Матосян, Григор Аветисян

Электротехническая часть: 

Сашик Тунян, Самвел Арутюнян, Арам Айрумян

Перечень мероприятий по охране окружающей среды:

Артур Мурадян

Проект организации строительства:

Армине Гулян

Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов:

Артур Мурадян

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороне, предотвращения чрезвычайных ситуаций и эвакуация:

Артур Мурадян

Смета на строительство объектов капитального строительства։

Сонья Бабаян

Список использованной литературы:

1. Բնակելի, հասարակական, արտադրական շենքերի և շինու թյունների նախագծային փաստաթղթերի կազմը և բովանդակու թյունը սահմանող կանոններ, ՀՀ Կառավարության որոշու մ, 29 նոյեմբերի 2006թ. ք. Երևան N 273-Ն 

2. ՀՀ ՇՆ, Նորմատիվատեխնիկական փաստաթղթեր 

3. Ղալումյան Լ., Երեվանի Արաբկիր Թաղային Համայնքի Տարածքի Գոտևորման Նախագիծ, Գիրք 1, Տեքստային մաս, Երևան 2007 

4. МГСН 4.04-94 (ТСН 31-304-95), Систем а нормативных док ументов в строительстве, Московские городские нормы, Многофункциональные здания и комплексы, Моск ва 1995 

5. Нойферт Э., Строительное п роектировение, перевод с немецкого «Архитектура-С», Моск ва 2009 

6. Ревазян А., Макарац, т. 1, Армяне и Шумеры, Ереван 2016 

7. СП 160.1325800.2014 Здания и к омплексы м ногофункциональные. Прави ла проектирования, Москва 2014 

8. Энгель Х., Несущие Систем ы, Моск ва 2007 

9. Яралов, Ю. С., Мастера Советской Архитектуры — Таманян, Институт Истории и Теории Архитектуры, Государственное Издательство Архитектуры и Градостроительства, Москва 1950 

10. Ruggero Lenci, Massimiliano Fuksas. Oscillazioni e sconfinamenti, Testo e Immagine Ed., Torino, 1996.