- Адрес: Тбилисское ш., г. Ереван, Республика Армения
- Общая площадь: 295.0 м2
- Год: 2012г
- Роль
Конкурсный проект, Культовое сооружение - ГАП
Телемак АНАНЯН - Архитекторы
Гоар ИСАХАНЯН, Айк МАРТИРОСЯН, Давид АНДРЕАСЯН, Карен АГАДЖАНЯН
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
“Усвоить мудрость и наставления, познать гениев деяния”- первая фраза из Святой Библии, которую Месроп Маштоц перевёл и написал армянским алфавитом)
Глаголы “Усвоить» и «Познать”(синонимы знать, узнавать, просветляться, просвещаться, учиться) – отсюда стремление создать дидактическую архитектуру.
Архитектура храма имеет как сакральное, так и дидактическое значение. Позволяет на ярком примере понимать законы отсчета времени и календаря, понимания природы и Вселенной и роль христианства в этом деле.
Доколе Я в мире, Я свет миру (Евангелие от Иоанна 9:5)
Праздник Таргманчац «переводчика» — это дань уважения армянского народа армянской письменности и культуре (так же день учителя, науки и образования). В Армянской церкви, этот день посвящен замечательным деятелям, адоптировавшим армянскую письменность.
Согласно требованиям конкурса, церковь с одной стороны должна содержать идею праздника Таргманчац, с другой соответствовать установившимся в веках формам и облику армянской церкви.
Предложена коническая — круглая в плане, четырех апсидная крестово-купольная традиционная армянская композиция церкви. Храм имеет 8 приделов, по одной со всех сторон четырех апсид.
В отличие от распространённых армянских двухъярусных церквей, предложенная концепция трехъярусная, что более полно соответствует идее «Дома Божественной Троицы», которая великолепно была реализована в архитектурном замысле Храма Бдящих Сил в Звартноце Католикосом Св. Нерсесом Шинараром (Строителем [7-ой век]).
Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Евангелие от Матфея 13:26)
С трёх сторон света и с трех ярусов храма, окна с необходимым углом наклона обеспечивают попадание солнечного луча на алтарь в любое время года и дня.
Оконные проёмы первого яруса обеспечивают явление солнца зимой, а с востока — во все времена года. Окна второго яруса — осенью и весной, а проёмы третьего — летом, когда солнце высоко над небосводом и день длинный, а ночь и тени — короткие.
В специально отделенных оконных проёмах установлены стеклянные треугольные призмы, преломляющие свет и создающие эффект дисперсии луча света в интерьере храма. Свет яркой и живой палитрой вливается в интерьер храма.
Этот эффект создает некий динамичный интерьер храма, интерактивную архитектурную игру. Наполненный спектральными живыми цветами интерьер создает «божественную палитру» из красочных цветов на стенах и апсидах храма.
В 2012 г. проект церкви Св. Таргманчац был награждён Бронзовым дипломом Второго Российского конкурса «Стекло в архитектуре» в номинации «Лучшее решение интерьеров и элементов здания».